Интервью взято в помещении театра "Перекресток" 23 января 2001 года.

БИОГРАФИЯ

- Вопрос первый, вместо биографии. Три, на Ваш взгляд, главные события в Вашей жизни?

- Первое событие - это приезд в Питер в 1997 году. Второе событие - это приезд в Москву в 1998 году. Третье событие еще, наверное, не случилось.

- То есть процесс открыт... А какими судьбами в Питере?

- Сначала просто город - там понравилось жить, потом год я там училась, потом решила, что надо учиться здесь. Здесь я училась полгода в ГИТИСе (специальность - актерское мастерство). Сейчас не продолжаю обучение по финансовым причинам, не зависящим от меня.

- Творческие планы? Разумеется, не "что написать", а - где играете...

- Играем везде, где получится, с кем - опять же, кто найдется - надо было сегодня, кстати (забыла) объявить о том, что нужны музыканты, кто хочет - ... Причем хочется играть электричество. В Питере у меня была группа, которая называлась "Театр", в Одессе был сессионный состав этой группы, здесь - планируется.

- Записи какие-то остались?

- Приличных нет, а неприличные - не хочется.

ИМЕНА

- Набоков или Газданов?

- Набоков, по-моему.

- Потому что рельефнее?

- А потому что Газданова я не читала:)

- Майк или Цой?

- Вот это сложно. Мне оба нравятся.

- А к Саше Черному...

- К Саше Черному очень хорошо отношусь - что-то очень близкое есть. Также хорошо отношусь к Александру Градскому, который сделал как бы вокальную сюиту на стихи Саши Черного.

- А исполнение Саши Черного Сашей Васильевым?

- Вот этого я не слышала. Так - к Васильеву отношусь крайне положительно, к тому, что сейчас - так... есть, и есть, и хорошо, что есть.

- ...к Джорджу Гуницкому?

- Из "Аквариума"? Положительно. И к "Аквариуму" вообще - конечно, самый любимый альбом "Радио Африка", еще люблю "Русский альбом", но сейчас - это не хуже, чем то, что было раньше.

- А с Янкой Дягилевой как-то не сложилось...

- Слушать - не слушаю совершенно, потому что уши режет. Я могу послушать Летова в небольших количествах, но когда... я не скажу, что ругаюсь матом - ругаюсь! - но в творчестве пока что такого нет - наоборот.

- То есть в панке интереснее абсурдисты вроде Свиньи?

- Да! Свинью очень люблю. Вот так.

НЕЛЬЗЯ

- Может ли один человек целенаправленно вмешиваться в жизнь другого?

- Считаю, что это нежелательно. Просто жизнь каждого отдельного человека зависит только от него. И вообще - я очень не люблю людей, которые мешают жить другим, не живут сами и так далее.

- За такую вещь, как сожжение книг, следует наказывать?

- Смотря как. Ремнем по попе можно...

- Можно ли представить преступление, сопоставимое с убийством, но убийством не являющееся?

- Это такое моральное самоубийство - когда человек идет против себя, в первую очередь. Самое главное преступление.

- Это исключительный случай?

- Нет, просто все перечислять, наверное, долго будет. Просто у меня есть какие-то свои внутренние рамки, которые иногда совпадают с моралью, принятой обществом, иногда не совпадают, и выход за них - это уже...

- Свобода должна быть от чего-то или для чего-то? Есть ли смысл в свободе "от", которая при этом не есть "свобода для"?

- В общем-то, есть. И она может просто быть. А абсолютной свободы не бывает, к сожалению.

- В таком явлении, как беготня 11 человек по полю за одним мячом, есть смысл?

- Да, конечно. Это очень здорово, на самом деле. Ну, у того же Камю есть такой вариант, что игра - актерская, какая-нибудь еще - это как раз один из способов существования человека в абсурдном мире, так что... Другое дело - когда крикни на эскалаторе "Зенит - чемпион", и это тут же начнут повторять другие вот это уже, по-моему, отклонение.

- То есть мы выделили двух главных врагов рода человеческого - это служители культа и фанаты?

- Фанатизм, он разный бывает. Есть грань между просто поклонниками и фанатами. Если человек бьет вагоны...

- Важно ли быть на своем месте?

- Это вообще первое, что должно быть.

- Применять и быть применимым?

- Это можно точнее сформулировать как "жить и не мешать жить другим". Я думаю, что если человек так делает, то он на своем месте.

- Есть ли вещи, которые следует беречь любой ценой?

- Конечно. Разумное, доброе, вечное...

- Можно ли оправдать самоубийство? Хотя бы в отдельных случаях...

- В отдельных случаях - конечно. Это личная оценка, я считаю... Со стороны этого делать не стоит.

- За попсу можно наказывать, как за наркотики?

- Однозначно следует. Надоела...

- Физически? За ношение, хранение, распространение?

- Нет... в этом свобода, как бы, просто виноваты не те, кто это слушает, а те, кто это поет. Потому что сейчас такое время, что надо задуматься - для чего ты это делаешь и как потом влияешь на других людей.

ЗАЧЕМ?

- Бог есть?

- Это, скорее, по роману "Мастер и Маргарита". В церковь не хожу и не причащаюсь: когда-то пробовала, потом поняла, что это не для меня.

- Полагаете, что ритуал есть нечто фундаментально ограничивающее?

- Ну, в общем, да - церковники, книжники, фарисеи...

- В игре в бисер может быть смысл?

- Конечно. Насчет смысла абсурда - мне тут больше нравится Альбер Камю... то есть смысл может быть в любом абсурде. Для тебя.

- Понимание без слов бывает?

- Да, конечно. Очень часто.

- Чудо имеет смысл только тогда, когда есть свидетель чуда?

- Да нет, не обязательно... Просто чудо может быть и земным, на самом деле. Чудо, с которым я как-то столкнулась - мы ходили в поход (в лесу), я что-то так ушла от всех в лес, с гитарой сидела, что-то пела - прилетела птичка, села буквально на расстоянии пятидесяти сантиметров, стала так слушать натурально... Можно расценивать как чудо.

- Вы верите в то, что некоторые вещи принципиально необъяснимы?

- Да.

- Король Артур был реальной исторической личностью или мифологическим персонажем? Ваше мнение.

- Не знаю, насколько вообще это все реально... Мне иногда кажется, что вообще все вокруг нереально, тут грань сложно почувствовать. По-моему, да. В принципе, я такой человек - я верю во все. В сказки... И так далее. Даже больше, чем, допустим, в ту же церковь.

- То есть такой толкиновский взгляд на мир?

- Да-да-да, Толкина я очень люблю (кстати, к толкинутым никак не отношусь).

- Тоже вопрос служителей культа?

- Ну, они просто не так в это играют, как мне бы хотелось. А мне бы хотелось в это играть.

- Не пробовали писать продолжение?

- Нет. Но если встанет вопрос о загробной жизни, надеюсь, что это будет именно там - в Средиземье.

- То есть "мир иной" - это нечто системно равноценное?

- Да. Я являюсь, в общем-то, сторонницей теории множественности миров - параллельных, и так далее.

- А Будда был реальным персонажем?

- Для меня - да. Раз есть столько свидетелей, и если написаны книги - то да.

ДУХИ МЕСТ

- Для того, чтобы понять место, там обязательно побывать?

- Нет. Совершенно нет. У меня было представление о Питере - сколько мне о нем рассказывали, что это мой город, я туда уехала - так и оказалось. Вообще, конечно, хотелось бы жить именно там.

- Такая вещь, как прикосновение ладони к камню, что-нибудь дает?

- Если к теплому, то дает.

- Отношение к Екатеринбургу?

- Там тоже не была. Но и не слышала про него ничего такого... Для меня следующий пункт назначения, допустим - это Лондон - из таких городов, о которых кажется, что это мой город...

- Вам никогда не казалось, что Вас преследуют?

- Нет, мании преследования нет. Если не считать каких-то детских страхов... Нет, реальные случаи - в катакомбах (у нас в Одессе есть катакомбы) бывает, что идешь по тоннелю, и кажется, что за тобой кто-то идет, и начинаешь гасить свет, слушать... Тут же глюки такие возникают - кажется, что шаги... Это конкретно от места зависит, на самом деле.

- Отношение к глюкам?

- Просто есть, и пусть будут.

- ...к психоделике?

- Это все-таки не мое, наверное. Очень редко может пробить на это, а так - спать хочется.

ИСКУССТВО

- В лучших книгах могут быть имена? В лучших картинах - лица?

- Имена на самом деле очень много значат, так что могут. В лучших картинах... Любимый художник - Сальвадор Дали, там лиц нет.

(голос флейтиста) "Боярыня Морозова" - картина...

Там лицо главное, конечно, но...

(голос флейтиста) Дело не в главном лице, которое сидит на санях, дело в том, которое рядом стоит... в этой толпе крестьян там, народа...

- А каким минимальным количеством штрихов можно изобразить человека?

(голос флейтиста) Одним...

- Не тебя спросили, кстати. Но, в обшем-то, да, я согласна.

- Партия, хорошо сыгранная по нотам, или импровизация?

- Сегодня, например, мы играли партии по нотам. Импровизация - это такая интересная вещь, но она может получиться, а может не получиться - кто его знает, снизойдет это озарение, или нет... Это дело случая. И риска. Если это джем какой-то, пусть лучше, чтобы была импровизация, если концерт - ...

- Много ли теряется при фиксации - скульптурой, фотографией?

- Зависит от качества.

- Вопрос о принципиальной ограниченности - она есть там, или ее нет?

- Считаю, что нет. Бывают такие фотографии, в которых присутствуют бесконечность.

- Кино - это искусство?

- Да. Я не скажу, что важнейшее...

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

- Главное - это устройство дома, посадка деревьев или космические полеты?

- В данном случае - уже посадка деревьев. На нашей стадии развития цивилизации...

- А так, в принципе, что ближе - кочевник или земледелец?

- Кочевник. Все время переезжаю:)

- А в идеале?

- В идеале... Какой-нибудь замок в Англии. Конечная точка, на которой можно было бы остановиться.

- Есть ли какие-нибудь исторические события, о которых Вы сожалеете?

- Вот нету. Я считаю, что все правильно.

- "Все происходящее правильно"?

- Да. У меня раньше, наоборот, в каком-то переходном возрасте - мне постоянно казалось, что я что-то говорю не то, делаю не то - а сейчас кажется, что так и должно все быть. Даже так: поскольку весь мир - это абсурд, то все, что случается - закономерно.

- Люди сами такие серые, или это их обстоятельства?

- Ну, у нас тяжелая в стране экономика - это обстоятельства.

- Брэдбери еще тридцать лет назад жаловался, что с экономикой все в порядке, а люди таки серые...

- А проблема Америки - в том, что у них нет культуры изначально, у них собрано все со всего света - а своих корней нет.

- А у такого явления, как Петербург, корни есть?

- Конечно.

- А раньше, чем 300 лет назад, у Петербурга корни были?

- В общем-то, да, поскольку я считаю, что все это было предопределено... Это как раз смесь России и Европы - очень глубокие корни, потому что он объединяет в себе и то, и другое.

- Смесь или соединение?

- Соединение. Разделить не получится. Много русского, много европейского - такой универсальный город. Там природа такая - он соединяет в себе все.

ДЕТАЛИЯ

- Любимый цвет?

- Голубой. Голубой или темно-темно синий.

- Любимая геометрическая фигура?

- Круг.

- Пространство или время?

- И то, и другое, и можно без хлеба.

- Как относитесь к муравьям?

- Если в природе, то положительно, если дома, то выгоняю.

- А к муравьям в широком смысле?

- Напоминают людей. Интересно было бы ознакомиться с их художественными произведениями.

- ...к кошкам?

- К кошкам - очень хорошо. Даже себя ассоциирую с ними.

- Кошки или собаки?

- Кошки интереснее, собаки преданнее.

- Лягушки эстетичны?

- Конечно. Бывают очень классные лягушки, беленькие такие бывают... В театре Моссовета есть аквариум, там сидят лягушки - очень эстетичные, раз они сидят в театре:)

- Чай или кофе?

- Чай. Кофе вообще не пью.

- В доме из N этажей на каком бы жили?

- На сто тридцать третьем. Чтобы далеко-далеко было море видно.

- Какая погода лучше зимой - ясная/морозная или пасмурная/туманная?

- Ясная и морозная. А лучше - ясная и теплая, а вообще лучше лето.

- На что похоже яркое зерно фасоли?

- На Солнце такое овальное.

ЗАНАВЕС

- Под занавес - любимая история: притча, анекдот...

- Мальчик весенним вечером вышел во дворик поиграть с мячиком. Случайно попал этим мячиком в стекло. Оно разбилось. Выскочил здоровенный мужик в валенках на босу ногу, в телогрейке на голое тело, побежал за мальчиком. Мальчик убегает от мужика: "Боже, зачем мне все это, зачем я пошел в этот двор, зачем этот имидж уличного хулигана? Сидел бы сейчас дома, пил бы горячее молоко, читал бы своего любимого писателя Эрнста Хемингуэя".

Эрнст Хемингуэй (Куба) пишет очередной роман: "Боже, боже, зачем все это? Зачем эта грязная Куба, зачем эти потные... кубинцы? Сидел бы сейчас в Париже с Андрэ Моруа, пил бы с ним коньяк в обществе двух приятных куртизанок".

Андрэ Моруа (Париж) в обществе двух приятных куртизанок: "Боже, зачем все это, зачем этот пошлый Париж, зачем эти тупые куртизанки? Сидел бы сейчас в Москве с Андреем Платоновым, пил бы водку и размышлял бы о смысле жизни".

Андрей Платонов (Москва) в валенках на босу ногу, в телогрейке на голое тело, с лопатой в руке: "ДОГОНЮ - УБЬЮ ГАДА!"

(Это одесский вариант данного анекдота...)

Допрашивал LXE.

ПЕСНИ | СТИХИ | НАЧАЛО

(p) Дизайн-студия Невского проспекта, 2001

Hosted by uCoz